В районе Столетова — Филимонова снесут огромный массив двухэтажек, а на их месте построят панельные высотки. Недавно появились подробности и первые эскизы того, как будет выглядеть новый микрорайон. Некоторые дома уже отселены, в других еще живут люди. Начать сносить ветхий фонд обещают уже в текущем году. Пока этого не случилось, Onlíner прогулялся по району, посмотрел, как он выглядит сейчас, а еще спросил, что думают местные про будущий переезд.
Несколько кварталов между Запорожской площадью и каналом Слепянской водной системы скоро сильно изменятся. Видавшие виды двухэтажки, построенные в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века, снесут. Сложно поверить, но их насчитали аж 62. Когда-то квартиры здесь получали работники МТЗ и Минского электротехнического завода имени Козлова.
Помимо двухэтажных домов здесь есть и несколько пятиэтажек — хрущевок, а также дома повыше, построенные в 90-х и позже. Их, похоже, как-то впишут в новый микрорайон.
Начнут изменения со строительства на площадке, свободной от сноса, двух 19-этажек по 190 квартир. Одну из них планируют отдать людям, которых переселят из ветхого жилья.
Двухэтажки в треугольнике улиц Запорожской, Авангардной и 2-го переулка Багратиона в большинстве своем выглядят видавшими виды. В доме №64 по 2-му переулку Багратиона заколочены окна одной из квартир на первом этаже.
Ирина, живущая по соседству с опустевшей квартирой, поясняет:
— А людей отсюда уже отселили — дали новое жилье где-то в стороне Лебяжьего. Окна заколотили, чтобы там не лазили бомжи.
Ирина живет вместе со взрослым сыном в двушке. Компенсацию за снос семья хочет взять не деньгами, а квадратными метрами. Застройщик уже предлагал вариант, но жительницу он не устроил:
— Сначала мы решили, что взамен нашей двушки будет нормально получить и однушку, а потом передумали. Так что от однокомнатной в Новинках мы отказались. Наверное, теперь для нас будут искать что-то другое.
В соседнем дворе встречаем Виктора, который живет на Авангардной, 51. Говорит, из соседних домов людей отселяют, а его двухэтажку почему-то «прамінулі».
Так что теперь он и не знает, будут ли этот дом сносить. Но если бы была возможность, и Виктор, и его супруга остались бы жить где живут.
— У мяне ёсць вёска на Лагойшчыне, дык адсюль удобна выязджаць, — объясняет.
Состояние дома мужчину не пугает, жалуется только на прогнившие трубы. Когда-то стены продувало, но после их оштукатуривания, а потом и замены окон стало тепло.
Для сравнения Виктор вспоминает состояние нескольких двухэтажек, уже снесенных в районе лет пять назад. Судя по всему, они стояли на 2-м переулке Багратиона, рядом с общежитиями-высотками. Дома, говорит местный, были кирпичными, но с деревянными лестницами и туалетом на улице.
Настя — жительница пятиэтажки по Запорожской, 28. Этот дом сносить не будут, но местным придется пережить активные стройки у окон.
— Слабо представляем, как это будет происходить. Пока людей отселят, пока снесут… Интересно, как будет организован подъезд к нашему дому, если вдруг единственный закроют стройплощадкой, — переживает девушка.
В квартале между Авангардной и Филимонова впечатляет архитектурная мешанина. К двухэтажкам из 1959-го здесь запросто могут быть пристроены дома из 1990-х на 5—7 этажей.
У отселенного здания любопытная ребятня делится с нами свежим примером детского фольклора:
— В эту дверь не заходите, опасно! Там бомж замуровался внутри и живет.
В квадрате Авангардная — Запорожская — Столетова — 2-й переулок Багратиона желтые двухэтажки еще обжитые. Здесь как следует раскрывается особенность двухэтажной квартальной застройки — соразмерность человеку. Летом тут, полагаем, особенно приятно прогуляться.
Компания местных жителей уверяет, что снос дома на Запорожской, 29 «отложили до 2030-го», хотя «два раза приезжали специалисты, фотографировали квартиры внутри». Но собеседники в курсе, что некоторые соседи с других улиц уже переехали.
— У знакомой тут была квартира-полуторка, вместо нее на проспекте Победителей дали однокомнатную. Живет, довольная. А еще один знакомый переехал, так у него одна комната на новом месте по размеру как тут вся квартира была, — рассказывает один из мужчин.
— А вы сами бы хотели уехать?
— Я бы, например, не хотел, — отвечает еще один местный. — Я здесь живу 40 лет, квартиру еще дедушка от Тракторного завода получал.
Во дворах в кварталах на Филимонова — Столетова много сараев. Уходящая натура. Спрашиваем, продолжают ли пользоваться этими хозпостройками местные жители.
— Конечно! Кто под погреб их использует, кто под гараж. Правда, машиной если туда заедешь, назад уже выталкивать приходится.
Вокруг дома по Запорожской, 51 — живая изгородь. Высокие входные двери в некоторых квартирах, судя по всему, оригинальные.
Одна из жительниц дома говорит, что свежих новостей о будущем сносе нет. Ее сосед осведомлен немногим больше:
— Договор с застройщиком у нас заключен, но когда конкретно нас сносить будут — этого вам не скажу.
Житель другого дома — по Авангардной, 39 — рассказывает, что на собрание по будущему сносу ходил еще 10 лет назад. Дело не ладилось, но теперь, кажется, сдвинулось с мертвой точки.
— В прошлом году приходили специалисты, фотографировали квартиру — оценка это была или что? Еще нам пришло уведомление, что будет снос. Предлагают квартиру или деньги взамен. Мы согласились на квартиру, — говорит мужчина.
На состояние нынешнего дома не жалуется, жил бы здесь и дальше:
— Капремонта, конечно, здесь не было. Но сами кое-что делали, так что нормально, тепло. А вот на доме рядом, смотрите, — плесень рядом с фундаментом. Наверняка там и в квартирах сыро.
Мужчина здесь коренной. Дом лично строил его отец: хозспособом, работая на Тракторном заводе.
— Да тут все с Тракторного живут, — кивает на соседние дома. — Неплохо было бы после выселения попасть в этот дом на 190 квартир, который в нашем районе построят. Отличное место, и канал близко!
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by